Под системой стандартов ИСО 9001 понимается комплекс нормативной документации, касающейся требований и правил организации управления современным предприятием. Применительно к отечественным условиям речь идет о стандартах серии ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

Они разработаны на базе международной системы стандартизации ISO 9001, которая на данный момент включает более 21 тысячи нормативных документов, касающихся самых различных сфер деятельности хозяйствующих субъектов. Наибольшее распространение получили стандарты систем менеджмента качества (СМК), как самый востребованные и популярные в сегодняшних рыночных условиях.

Необходимость сертификации по системе стандартов ИСО 9001

Для подавляющего большинства хозяйствующих субъектов, работающих на российском рынке, сертификация по программе ИСО 9001 является добровольной. Действующее в стране законодательство предусматривает только несколько ситуаций, когда наличие сертификата по одному из стандартов серии ГОСТ Р ИСО становится обязательным. Как правило, речь в подобных случаях идет либо об участии компании в различного рода госзакупках, участии в экспортных операциях или других подобных видах деятельности.

Несмотря на добровольный характер процедуры сертификации, количество организаций, проходящих ее, постоянно увеличивается. Это объясняется очевидными преимуществами, которые предоставляет наличие сертификата ИСО 9001. Однако, перед их подробным описанием, необходимо остановиться на разъяснении базовых принципов, которые легли в основу системы стандартов ISO 9001.

Базовые принципы ИСО 9001

Действующая версия системы стандартизации ИСО 9001-2015 включает в себя 7 основополагающих принципов. Соблюдение каждого из них является обязательным для получения сертификата соответствия ISO 9001. В указанное число входят такие наиболее важные моменты системы:

  1. Ориентация на клиента. Акцент на конечного потребителя продукции или услуг является главной составляющей СМК по ИСО 9001.

  2. Лидирующая роль руководства. Успешное внедрение СМК возможно только при активном участии руководства и выделении требуемого количества ресурсов, как финансовых и материально-технических, так и кадровых.

  3. Вовлечение трудового коллектива. Делегирование полномочий и мотивация персонала - обязательные элементы эффективной системы менеджмента качества.

  4. Процессный подход. СМК по ИСО 9001 рассматривает производство и реализацию товара как комплекс бизнес-процессов, взаимосвязанных между собой. При этом выделяются ключевые этапы и стадии, оказывающие наибольшее влияние на качество конечного продукта.

  5. Постоянное совершенствование. В число основополагающих моментов системы стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 входит создание СМК, предусматривающей постоянную работу по улучшению управления предприятием и повышению эффективности осуществляемых в организации бизнес-процессов.

  6. Принятие решений на базе объективной информации. Любому решению должна предшествовать постоянная работа по мониторингу текущего состояния предприятия. Это позволит получить факты, на основании которых можно делать объективные выводы и принимать грамотные управленческие и финансовые решения.

  7. Контроль и управление взаимоотношениями. Успешная деятельность любой компании и эффективность применяемой СМК зависит от различного рода взаимоотношений. Они могут быть как внутренними - например, с трудовым коллективом, так и внешними - с контрагентами и поставщиками. Для достижения нужного результата крайне важно контролировать и управлять подобными взаимоотношениями.

Преимущества получения сертификата ИСО 9001

Наличие СМК, соответствующей системе стандартов ИСО 9001, предоставляет хозяйствующему субъекту несколько очевидных преимуществ. В их число входят:

  • улучшение имиджа для контрагентов, партнеров и потенциальных инвесторов;

  • повышение привлекательности для квалифицированных кадров;

  • получение дополнительного конкурентного преимущества, связанного с тем, что продукция сертифицированного производителя вызывает больше доверия со стороны потребителей;

  • увеличение рынка сбыта, которое достигается возможностью участия в госзакупках или проведения экспортных операций;

  • рост эффективности работы предприятия, что выражается, в том числе, в увеличении прибыли.

Этапы внедрения СМК на основе системы стандартов ИСО 9001

Система менеджмента качества, разработанная в соответствии с принципами стандартов ИСО 9001, внедряется на предприятии путем последовательной реализации 3 стадий. На первой из них проводится аудит используемой в организации СМК. При этом выявляются слабые места и существующие проблемы управления предприятием.

Вторая стадия представляет собой комплекс мероприятий по разработке новой или усовершенствованию  старой системы менеджмента качества, если она близка к выполнению требований ИСО 9001. После утверждения разработанного плана действий он реализуется на практике.

Третья стадия - это итоговый аудит системы менеджмента качества, который проводится после внедрения разработанных мероприятий. На этом этапе проверяется соответствия СМК положениям и требованиям, которые содержатся в ИСО 9001. При получении утвердительного ответа предприятию выдается сертификат системы стандартов ИСО 9001.







 

Рассказать друзьям