Во второй половине 2017 года произошла масштабная реформа работы саморегулируемых организаций, действующих в строительной отрасли. Она вызвана разработкой и вступлением в силу существенных корректировок в российское законодательство, содержащихся в №372-ФЗ. Обновленные правила работы сделали актуальным вопрос о том, кому нужно вступать в СРО в 2020 году.

Наиболее важные корректировки, внесенные №372-ФЗ

Принятие указанного Федерального закона привело к тому, что заметно изменились практически все стороны деятельности органов саморегулирования в строительстве. Наиболее заметные корректировки законодательства можно разделить на несколько основных направлений, среди которых:

  • отмена допусков СРО;

  • изменение требований, делающих членство в СРО необходимым;

  • увеличение числа участников рынка, для кого членство в профобъединении не требуется;

  • новые требования для потенциальных участников профильных профобъединений;

  • создание второго компфонда.

Каждое из перечисленных новшеств является крайне важным как для самих саморегулируемых организаций, так и для участников строительной отрасли. Это объясняется тем, что они затронули практически каждую подрядную, проектную или инженерно-изыскательскую компанию или предпринимателя. Поэтому целесообразно рассмотреть их более детально.

Введение нового разрешительного документа

Часто встречающийся вопрос о том, кому нужен допуск СРО в 2020 году, понятен любому человеку, связанному со строительной отраслью. Однако, с юридической точки зрения он является некорректным. Дело в том, что действовавший до июля 2017 года документ под названием “допуск СРО”, который выдавался на отдельные виды работ, положениями №372-ФЗ был отменен.

В настоящее время для того, чтобы заниматься деятельностью, которая требует членства в СРО, необходимо просто вступить в профессиональное профильное объединение. Оформлять какие-либо разрешительные документы больше не нужно, следует просто подтвердить факт участия путем предоставления выписки из реестра саморегулируемой организации. Этот документ выдается любому члену СРО и действует в течение 30 дней.

Очевидно, что такая разрешительная процедура проще и удобнее для участников рынка, чем действовавшая ранее. Тем не менее, несмотря на отмену документа, термин “допуск СРО” продолжает активно использоваться. Это объясняется не только привычкой, но и тем, что все прекрасно понимают, о чем в данной ситуации идет речь.

Для кого членство в СРО является обязательным

После описания действующего сегодня разрешительного документа вполне логично перейти к вопросу о том, кому нужно вступать в СРО в 2020 году обязательно, так как добровольно эту процедуру можно пройти абсолютно любая компания или ИП. №372-ФЗ достаточно четко очертил круг участников строительной сферы, для которых членство в профобъединении необходимо. В их число входят:

  • подрядчики, изыскатели и проектировщики, которые работают напрямую с такими категориями заказчиков, как эксплуатирующие организации, застройщики, техзаказчики, действующие в регионах операторы общефедеральных программ и т.д. Однако, в Законе содержится еще одно уточнение, касающееся размера обязательств подрядных организаций по каждому из подобных контрактов - они должны превышать 3 млн. руб. При меньшей сумме вступление в строительную СРО не требуется;

  • подрядчики, изыскатели и проектировщики, которые участвуют в различного рода госзакупках, проводимых в соответствии с требованиями №223-ФЗ или №44-ФЗ. Данное условие вызвало много вопросов и споров о правомочности, тем не менее, сегодня считается общепринятым;

  • застройщики, если они планируют самостоятельно производить на собственных объектах инженерные изыскания, разработку проектной документации или осуществление работ по возведению зданий и сооружений;

  • изыскатели, выполняющие работы на земельных участках, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

Приведенный перечень условий, делающих вступление в СРО необходимым мероприятием, намного короче, чем действовавший ранее. Особенно серьезное значение имеет требование о размере одного контракта в размере 3 млн. руб., установленное для подрядчиков. Именно его введение освободило от необходимости членства в СРО большое число ИП и организаций.

Кому вступление в СРО не нужно

Учитывая серьезность вносимых изменений, в №372-ФЗ содержатся отдельные пояснения, которые касаются того, кому из участников рынке вступать в СРО не нужно. Речь в данном случае идет о следующих организациях и ИП:

  • подрядчики, осуществляющие работы по договорам генподряда и подряда, величина обязательств по любому из которых не превышает 3 млн. руб.;

  • ГУП и МУП, участвующие в реализации контрактов на инженерные изыскания, проектирование или строительство в качестве исполнителей или заказчиков;

  • коммерческие организации, более половины собственности которых принадлежат либо государственным и муниципальным органам, либо публично-правовым образованиям;

  • физлица, которые занимаются выполнением работ по строительству, капремонту или реконструкции объектов, отнесенных к индивидуальной жилой застройке.

Ответственность за выполнение работ без допуска СРО

Прежде чем приступить к описанию остальных нововведений №372-ФЗ, целесообразно остановиться на теме ответственности, которая возникает при выполнении работ без допуска СРО, когда он необходимо в соответствии с положениями законодательства. Подобные нарушения встречаются на практике нередко, что объясняется предельно просто.

Дело в том, что членство в СРО является достаточно затратным с финансовой точки зрения мероприятием. Например, минимальный платеж в компфонды для строительной организации составляет 300 тыс. руб, а для проектной или изыскательской - 200 тыс. руб. Вдобавок к указанным суммам требуется перечислить еще и вступительные, а также членские взносы.

Именно поэтому некоторые нерадивые организации и предприниматели принимают решение не вступать в СРО, даже если это требуется по закону. В подобной ситуации они получают существенные конкурентные преимущества, по сравнению с добросовестными участника строительного рынка. Однако, им необходимо помнить о нескольких видах ответственности, возникающих в этом случае.

Административная

Данный вид ответственности предусматривается в том случае, если выполнение работ без соответствующего допуска не привело к серьезному ущербу государству или третьим лицам. В подобной ситуации первое правонарушение грозит штрафом в размере 40-50 тыс. руб.

При повторном нарушении, произошедшем в течение года, также накладывается штраф в размере 40-50 тыс. руб. Однако, в этом случае допускается другой вариант наказания - приостановка работы компании или ИП на срок до 3-х месяцев. Очевидно, что второй вид санкций в большинстве случаев оказывается весьма серьезным.

Уголовная

Уголовная ответственность наступает в том случае, если в результате незаконных действий подрядчика был нанесен крупный ущерб или получена аналогичных размеров прибыль. Речь в данном случае идет о сумме в пределах от 2,250 млн. до 9 млн. руб. В подобной ситуации предусмотрены следующие виды наказаний:

  • арест должностного лица на срок до 6 мес.;

  • обязательные работы, максимальная продолжительность которых составляет 480 часов;

  • штраф на величину дохода виновного должностного лица за 2 года или в размере до 300 тыс. руб.

В случае, если нанесенный ущерб или полученная прибыль имеют особо крупный размер, превышающий 9 млн. руб., действующим УК РФ предусмотрены еще более суровые наказания, в частности:

  • штраф в размере от 100 тыс. до полумиллиона рублей или на величину дохода признанного виновным должностного лица за 1-3 года;

  • принудительные работы продолжительностью 5 лет;

  • лишение свободы должностного лица на срок до 5 лет.

Принудительная ликвидация

При выявлении случаев работы без допуска СРО, когда он необходим, некоторые фискальные и контролирующие органы, например, ИФНС, Прокуратура или Ростехнадзор, имеют право обратиться в Арбитражный суд с иском о принудительной ликвидации предприятия, нарушившего закон. Основанием для подобных действий могут стать неоднократные грубые нарушения, которые, однако, не подпадают под уголовную ответственность.

Решение о принудительной ликвидации принимается исключительно судьей по итогам рассмотрения дела. В случае подтверждения систематических нарушений, продолжающихся в течение длительного времени, вероятность подобного решения весьма высока.

Финансовая

При выявлении нарушений, которые выражаются в работе подрядной организации без членства в СРО, когда это необходимо, принимается решение о расторжении незаконно заключенных договоров. Это ведет к возникновению еще одной разновидности ответственности - финансовой, причем как у подрядчика, так и заказчика.

Дело в том, что в большинстве случаев обе стороны учитывают НДС, который проходит по сделке, а также расходы, понесенные подрядчиком на приобретение материалов, выплату заработной платы и т.д., а заказчиком - на оплату аванса или актов выполненных работ. После принудительного расторжения договора все понесенные расходы и поставленный к зачету НДС станут незаконными, что потребует пересчета налоговых деклараций и других подобных действий.

Как следствие - необходимость доплат, которые могут оказаться весьма серьезными, в части налога на прибыль и НДС. Естественно, помимо суммы основного долга придется уплатить еще и немаленькие пени.

Новые требования для вступления в СРО

После детального описания возможных штрафных санкций за работу без членства в СРО, вполне логично перейти к новым требованиям, которые предъявляются к потенциальным участникам профессиональных профильных объединений. Они делятся на три категории - финансовые, квалификационные и связанные с предоставлением документации.

Финансовые

Проще всего разобраться с новой версией финансовых требований, так как нововведения в этой области являются, скорее, косметическими. Потенциальный участник СРО должен внести три вида взносов.

Первый - вступительный, как правило, небольшой по размеру, тем более, что выплачивается всего лишь один раз. Его размер зависит от внутренних правил СРО.

Второй вид взносов - членские. Перечисляются на счета саморегулируемой организации ежегодно или ежеквартально. Величина регулярного платежа участника профобъединения также устанавливается самой СРО и редко представляет собой серьезную сумму.

Основные проблемы доставляет третий вид взносов - выплаты для создания компенсационных фондов профобъединения. Минимальный размер платежа, как уже было отмечено выше, составляет для строителей 300 тыс. руб., а для изыскателей и проектировщиков - 200 тыс. руб. Величина взноса устанавливается законодательно, поэтому изменена быть не может.

Квалификационные

Главным нововведением, касающимся квалификационных требований к участникам СРО, стало создание НРС, как часто сокращенно называют два Национальных реестра специалистов. В первом объединены инженерные работники строительных специальностей, а контроль осуществляет НОСТРОЙ, второй же реестр включает изыскателей и проектировщиков, поэтому им занимается НОПРИЗ. 

Для вступления в профильную СРО в штате организации или ИП должно состоять на постоянной основе, как минимум, два работника, включенных в профильный НРС. Более того, они должны занимать руководящие должности, а один из них - быть либо ГИПом, либо главным инженером подрядной организации.

Не изменилось, по сравнению со старой версией законодательства, требование по действующей аттестации руководителя и специалистов. Каждый из них должен иметь свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации или переподготовки, полученное в течение последних 5 лет.

Еще одно квалификационное требование касается непосредственно руководителя организации или самого предпринимателя. Оно заключается в наличии профильного высшего образования и опыта работы по специальности или на руководящей должности в течение, как минимум, 5 лет.

Предоставление документации

Завершает перечень требований, предъявляемых к участнику СРО, предоставление обязательной документации. Минимальный набор требуемых для вступления в профобъединение документов установлен №372-ФЗ и включает в себя:

  1. Заявление. Оно оформляется в соответствии с внутренними правилами конкретной СРО, так как унифицированной формы документа, обязательной для всех попросту не существует.

  2. Информационный лист. Содержит основные сведения о потенциальном участнике СРО, а также предполагаемый размер планируемых к заключению договоров. Указанная информация имеет серьезное значение, так как определяет уровень ответственности члена профобъединения и, как следствие, величину взносов в компфонды.

  3. Устав или паспорт (соответственно - для ООО и ИП), а также документы о регистрации и постановке хозяйствующего субъекта на учет.

  4. Документы, которые свидетельствуют о соответствии соискателя предъявляемым к нему требованиям в части финансирования членства в СРО.

  5. Документы, которые свидетельствуют о соответствии соискателя требованиям, которые предъявляются к участнику СРО в части наличия квалификации и опыта сотрудников. К ним относятся дипломы об образовании, свидетельства об аттестации, трудовые книжки, трудовые контракты, должностные инструкции, штатное расписание и т.д.

Важным нюансом действующих сегодня правил работы СРО является тот факт, что описанные выше требования к участникам, установленные законодательно, выступают как минимальные. Каждая саморегулируемая организация имеет право дополнить или увеличить их так, как считает нужным. Естественно, любое подобное решение должно приниматься на общем собрании участников и соответствующим образом оформляться.

Например, некоторые СРО сохранили во внутренних правилах действовавшие ранее требования в части материально-технической базы потенциального члена профобъединения или заключения договора страхования гражданской ответственности. В подобной ситуации к приведенному выше перечню документации потребуется добавить документы, подтверждающие выполнение и этих требований.





 

Рассказать друзьям