Начиная с 1 июля 2017 года серьезно изменились правила работы саморегулируемых организаций в области строительства. Это стало следствием введения в действие положений №372-ФЗ.

Однако, говорить о том, что произошла отмена СРО, конечно же, неправильно, так как деятельность профессиональных объединений продолжается, хотя и в достаточно сильно изменившихся условиях. Правильнее утверждать, что официально оформлена отмена допуска СРО, выступавшего одним из ключевых элементов существовавшей ранее системы обеспечения безопасности строительства.

Причины разработки и введения №372-ФЗ

До вступления в силу №372-ФЗ деятельность СРО в строительной сфере регулировалась №315-ФЗ, принятом еще в конце 2007 года и начавшим свое действие с 01.01.2010 года. За прошедшие годы накоплен серьезный опыт работы трех видов саморегулируемых организаций - строителей, изыскателей и проектировщиков.

Естественно, далеко не все задачи, стоявшие перед разработчиками №315-ФЗ, были успешно решены. Более того, практика показала несколько серьезных проблем, для устранения которых и был создан №372-ФЗ. Насколько успешными окажутся новые правила деятельности СРО, покажет время.

Основные новшества в деятельности СРО

Ключевой задачей введенного в действие со второй половины 2017 года №372-ФЗ стало уменьшение административной и бюрократической нагрузки на строительную отрасль и ее участников. Практика показала, что поставленные цели в значительной степени были достигнуты. При этом работа велась по двум основным направлениям - сокращение количества оформляемых документов и снижение количества условий для обязательного членства в СРО.

Второй важной задачей стало сокращение общего количества СРО, многие из которых осуществляли свою деятельность лишь формально. Третьим важным участком работы законодателей выступило ужесточение контроля над средствами участников саморегулируемых организаций, собранными в виде компенсационных фондов. В результате, были разработаны и введены следующие наиболее важные изменения в законодательство о СРО.

Изменение требований для вступления в СРО

Главным нововведением №372-ФЗ обоснованно считается освобождение от обязательного участия в СРО большого количества работающих на строительном рынке компаний и ИП, имеющих относительно небольшие обороты. Естественно, это в первую очередь коснулось наиболее многочисленную категорию хозяйствующих субъектов - подрядчиков. Начиная с 01.07.2017 года от участия в СРО освобождены строительные организации, которые работают по подрядным и субподрядным договорам, величина которых не превышает 3 млн. руб.

Конечно же, при этом существует ряд оговорок. Например, вступление в СРО является обязательным, если подрядчик:

  • заключает договора напрямую с инвестором, застройщиком или техническим заказчиком;

  • сотрудничает с региональными операторами различных федеральных программ, самыми масштабными из которых в настоящее время являются две - по сносу и расселению ветхого и аварийного жилья, а также капремонту многоэтажных многоквартирных домов;

  • самостоятельно выступает в роли застройщика или технического заказчика;

  • выполняет работы на условиях генподряда или подряда по договорам, величина которых превышает 3 млн. руб.

Очевидно, что в результате подобных нововведений количество участников СРО должно было резко сократиться. Это и произошло на практике в течение второй половины 2017 - первой половины 2018 годов.

Замена свидетельства о допуске СРО на выписку из реестра

Второе важное новшество - отмена допуска СРО. Сегодня для подтверждения права осуществлять некоторые виды работ или заключать контракты на определенную сумму вполне достаточно просто вступить в профессиональное объединение. Для подтверждения этого факта оформляется выписка из реестра СРО. Никаких дополнительных документов составлять не требуется.

Нет особого смысла говорить о том, что данное изменения в несколько раз снизило документооборот, связанный с деятельностью СРО. Кроме того, новая схема работы намного проще и понятнее, чем действовавшая ранее, когда нередко разобраться, имеет ли право компания заниматься той или иной работой, было достаточно проблематично.

Территориальный принцип формирования СРО в строительстве

Не менее важной корректировкой работы СРО стало введение регионального механизма их формирования. Необходимость такой меры связана с тем, что многие саморегулируемые организации занимались только приемом участников со всех уголков страны, сбором небольших взносов, но не выполняли при этом никаких контролирующих функций.

Проверить деятельность подобных объединений было достаточно сложно. При этом их существование облегчало работу нерадивым подрядным организациям, бесконтрольно получающим допуск СРО вместе с конкурентным преимуществом, по сравнению с добросовестными участниками рынка. Конечно же, подобную ситуацию сложно было назвать справдливой.

Со второй половины 2017 года подрядная организация или ИП имеет право состоять членом той СРО, которая создана в его регионе. При отсутствии таковой - разрешается вступать в объединение соседнего субъекта РФ.

Введение второго компфонда

Для того, чтобы упорядочить работу с финансовыми средствами, собранными в виде компенсационного фонда, в №372-ФЗ были включены два новшества. Во-первых, создание второго КФ, деньги которого предназначаются для компенсации нарушения обязательств по госконтрактам. Это вполне оправдано, учитывая, что именно госзакупки сегодня являются одним из основных и самых крупных сегментов российского рынка.

Во-вторых, введение списка уполномоченных банков. Сегодня размещать средства компфонда разрешается только на счетах финансовых организаций, перечень которых периодически одобряется Минфином. В настоящее время в него входят 14 самых крупных и стабильных российских банков.


 

Рассказать друзьям