Рабочий лист ХАССП представляет собой часть общего плана системы качества по стандарту безопасности пищевых производств. Поэтому правильному заполнению документа необходимо уделять максимально серьезное внимание.

Оформления и заполнение рабочих листов ХАССП часто осуществляется даже в том случае, если сертификация по этому стандарту не проводится. Это объясняется тем, что наличие подобных документов существенно упрощает процедуру контроля над качеством выпускаемых продуктов и повышает эффективность работы любой компании.

Необходимость заполнения рабочих листов ХАССП

Система ХАССП содержит принципы организации производства безопасных пищевых продуктов. При этом инструкция с перечнем конкретных действий, необходимых для этого, разрабатывается самостоятельно или с помощью привлеченных специализированных компаний. По сути, рабочие листы ХАССП и выступают такой инструкцией, детально описывающей технологический процесс и требования к нему, выполнение которых гарантирует нужный результат.

Оформленные рабочие листы ХАССП являются практическим приложением принципов системы стандартизации пищевого производства, примененными к конкретной компании. Они обязательно учитывают особенности специфики деятельности предприятия, что делает такие документы уникальными, хотя и основанными на общих для всех стандартах ГОСТ Р ИСО 22000-2007.

Формы для заполнения рабочего листа

В отечественных нормативных документах содержится несколько вариантов формы рабочих листов ХАССП. Наиболее часто используемые из них необходимо рассмотреть подробнее.

Вариант №1

Общий для всех пищевых производств вариант содержится в ГОСТе 51705.1-2001 и предусматривает таблицу из 7 столбцов, названия и содержание каждого из которых выглядят следующим образом:

  1. Наименование операции. Указываются основные технологические процессы. Чем подробнее они описываются, тем более эффективной оказывается формируемая система ХАССП.

  2. Опасный фактор. Обычно при осуществлении любой операции или процесса присутствует несколько опасных факторов. Все они должны быть перечислены в этом столбце.

  3. Номер ККТ. Аббревиатура ККТ расшифровывается как “критическая контрольная точка”. Этот термин является одним из ключевых в программе ХАССП. Он обозначает наиболее важные стадии пищевого производства, влияющие на безопасность продукта.

  4. Контролируемый параметр и его предельное значение. Указываются показатели, значение которых будет отслеживаться после внедрения системы ХАССП.

  5. Процедура мониторинга. Описывается способ отслеживания контролируемых параметров.

  6. Контролирующие мероприятия. Указываются конкретные действия, предпринимаемые сотрудниками группы ХАССП для контроля и мониторинга выявленных ККТ.

  7. Регистрационно-учетный документ (РУД). В последнем столбце необходимо отметить документы, которые должны оформляться в процессе работы по каждой включенной в рабочий лист операции.

Вариант №2

Эта форма рабочего листа ХАССП разработана специально для предприятий мясной промышленности и содержится в ГОСТ 33182-2014. Несмотря на это, она вполне может быть применена и для любых других пищевых производств. В этом случае документа составляется для каждого технологического процесса или выявленной ККТ, а бланк состоит из 10 столбцов:

  1. Опасности. Указываются опасные факторы, сопровождающие выполнение операции.

  2. Контролируемые показатели. В этот столбец включаются параметры, которые необходимо отслеживать.

  3. Критические пределы. Перечисляются максимально допустимые значения каждого из контролируемых показателей.

  4. Процедура мониторинга. Методы и устройства. Описываются технологии и оборудование, используемые в процессе мониторинга контролируемых параметров.

  5. Процедура мониторинга. Периодичность и объем. Указывается график проводимых в процессе мониторинга мероприятий и предпринимаемых действий.

  6. Процедура мониторинга. Регистрационно-учетные документы. Перечисляется перечень РУД, оформляемых в ходе отслеживания ККТ.

  7. Процедура мониторинга. Ответственные лица. В этом столбце содержатся ФИО конкретных должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий по мониторингу контролируемых показателей.

  8. Корректирующие действия. Содержится информация об операциях, которые необходимо предпринять в случае выхода значения параметра за критические пределы.

  9. РУД для корректирующих действий. Указывается перечень документов, оформляемых в ситуации, когда необходимо предпринимать корректирующие действия.

  10. Ответственные лица для корректирующих действий. Столбец представляет собой список лиц, назначенных ответственными за осуществление корректирующих действий.

От полноты и правильности заполнения рабочего листа в значительной степени зависит эффективность внедренной на пищевом производстве системы безопасности ХАССП. Поэтому составлению данных документов и последующему выполнению указанных в них действий следует уделять максимально возможное внимание.

 

Рассказать друзьям