Важнейшим принципом саморегулирования выступает создание механизма солидарной финансовой ответственности саморегулируемых организаций за работу каждого своего члена. Данное правило является актуальным для любого вида деятельности, включая строительство.

Именно для формирования такого механизма в каждой СРО создаются так называемые компенсационные фонды (компфонды, КФ), которые предназначены для аккумулирования финансовых ресурсов ее членов, предназначенных для возмещения нанесенного ими ущерба или неисполнения обязательств по государственным контрактам. Не удивительно, что вопрос о том, какой величины требуются взносы в КФ в 2018 году, входит в число актуальных для каждого потенциального участника СРО.

Виды КФ, формируемых СРО в 2018 году

До вступления в силу новых правил работы органов самоуправления, введенных №372-ФЗ, предусматривалось создание одного компфонда. Актуальная на сегодня редакция отечественного законодательства предполагает наличие двух компенсационных фондов в 2018 году.

Финансовые ресурсы, собранные в первом компфонде, предназначаются для возможного возмещения и материальной компенсации вреда, который нанесен действиями члена СРО третьим лицам или государству. Поэтому он получил краткое название КФ ВВ.

Второй тип комфонда, отсутствовавший до вступления в силу содержащихся в №372-ФЗ изменений, предназначен для аккумулирования средств, которые могут быть направлены на обеспечение контрактных или договорных обязательств при осуществлении госзакупок. Поэтому он получил краткое название КФ ОДО.

Основная формальная разница между двумя видами КФ заключается в том, что КФ ВВ выступает обязательным, в то время как КФ ОДО создается только в том случае, если достаточное количество членов СРО предполагает участвовать в осуществляемых в конкурентной форме госзакупках. На практике подавляющее большинство профобъединений создает оба вида компфондов, так как различные типы госзакупок выступают сегодня одним из самых реальных и продуктивных способов получения заказа.

КФ на возмещение вреда

В действующей сегодня редакции №372-ФЗ этот вид компфонда является аналогом того, который действовал ранее, до проведения масштабной реформу деятельности органов саморегулирования, работающих в строительстве. Важно отметить, что величина взносов в КФ ВВ заметно снизилась, если сравнивать ее с тем денежными средствами, которые платились в единый компфонда до середины 2017 года.

КФ на обеспечение контрактных обязательств

Необходимость формирования второго компенсационного фонда была значительной частью участников рынка крайне неоднозначно. Этому не смог помешать даже тот факт, что серьезное количество предприятий строительной отрасли было освобождено от обязательного членства в СРО, а общий размер платежей в оба действующих сегодня комфонда для компаний небольшого размера не был увеличен.

Основными факторами негативного восприятия КФ ОДО стали такие:

  • несмотря на формально добровольный статус, практически все профобъединения вынуждены заниматься созданием этого вида компфонда по причинам, описанным выше. Естественно, подобная ситуация, возникновение которой было очевидно заранее, не могла понравиться подрядным организациям, для которых членство в СРО по-прежнему необходимо;

  • в какой-то степени КФ ОДО дублирует уже существующий инструмент, обеспечивающий выполнение поставщиком обязательств по заключенному по итогам проведения госзакупки контракту. Он состоит в предоставлении банковского гарантии, которая после внесения в течение 2014-2016 годов изменений в правила ее оформления стала достаточно надежным и эффективным рычагом контроля;

  • общий размер платежей в два комфонда для малых и средних компаний либо не изменился, либо даже несколько уменьшился. Однако, крупные и самые заметные участники рынка, работающие по договорам от 60 млн. руб. вынуждены платить в КФ СРО ровно в три раза больше, чем раньше.

Именно последнее обстоятельство вызвало самые серьезные вопросы к разработчикам №372-ФЗ, касающиеся введения второго типа компфонда. Тем не менее, после введения закона каких-либо реальных альтернатив его созданию у предприятий и ИП попросту не осталось, так как отказаться от участия в госзакупках решило считанное количество саморегулируемых организаций.

Размер взносов в компфонды СРО строителей в 2018 году

В действующей в настоящее время редакции правил работы СРО сохранен общий принцип создания КФ. Он состоит в установлении зависимости взноса от профиля деятельности хозяйствующего субъекта и размера контрактов, по которым он работает.

Факторы, влияющие на величину взносов

Как уже было отмечено, первым фактором, определяющим размер платежа в создаваемые СРО компфонды, выступает профиль деятельности. Очевидно, что для занимающихся строительством компаний и предпринимателей размер компфондов должен быть заметно больше, чем у тех, кто выполняет проектные и изыскательские работы. Это достигается за счет более крупного взноса каждого участника и за счет большей многочисленности подобных профессиональных профильных объединений.

Второй фактор - это максимальная величина подписываемых участником рынка контрактов. №372-ФЗ даже ввел специальный термин - уровень ответственности, который зависит от этого параметра.

Актуальные на сегодня правила работы строительных СРО предусматривают наличие пяти уровней ответственности. Приведенная ниже таблица позволяет определить к какому конкретному уровню относится та или иная организация или ИП.

№ п/п Величина одного подписанного договора, выраженный в млрд. руб. Уровень ответственности, присваиваемый подрядной организации
1. до 0,060 1-ый
2. от 0,060 до 0,500 2-ой
3. от 0,500 до 3,000 3-ий
4. от 3,000 до 10,000 4-ый
5. более 10,000 5-ый
 

Величина взносов в КФ ВВ и КФ ОДО в 2018 году

Исходя из уровня ответственности, присвоенного каждому члену строительной СРО, определяется величина платежей, который он должен перечислить в каждый из создаваемых в СРО компфондов.

Размер платежей устанавливается законодательно и может быть пересмотрен самим профобъединением, но только в сторону увеличения. На практике, подобных решений, конечно же, никто не принимал.

№ п/п Уровень ответственности Величина контракта, выраженная в млрд. руб. Взнос в КФ ВВ, млн. руб. Взнос в КФ ОДО, млн. руб. Общий платеж в компфонды СРО, млн. руб.
1. первый до 0,060 0,100 0,200 0,300
2. второй от 0,060 до 0,500 0,500 2,500 3,000
3. третий от 0,500 до 3,000 1,500 4,500 6,000
4. четвертый от 3,000 до 10,000 2,000 7,000 9,000
5. пятый более 10,000 5,000 25,000 30,000
 

Сравнение актуального и ранее действовавшего уровня взносов в компфонды СРО строителей

Ключевое значение при определении отношения к величине взносов в КФ в 2018 году имеет их сравнение с действовавшими до второго полугодия 2017 года нормативами платежей в единственный на тот момент компенсационный фонд. В расположенное ниже таблице приведены данные по размерам выплат в компфонд СРО, которые установлены старой и актуальной версией российского законодательства.

№ п/п Уровень ответственности Величина контракта, выраженная в млрд. руб. Величина действовавшего ранее взноса, млн. руб. Общий платеж в два КФ в 2018 году, млн. руб. Разница между новыми и старым взносом, млн. руб.
1. первый до 0,010 0,300 0,300 0
2. первый до 0,060 0,500 0,300 - 0,200
3. второй от 0,060 до 0,500 1,000 3,000 2,000
4. третий от 0,500 до 3,000 2,000 6,000 4,000
5. четвертый от 3,000 до 10,000 3,000 9,000 6,000
6. пятый более 10,000 10,000 30,000 20,000
 

Элементарный анализ сведений, представленных в таблице, позволяет сделать довольно очевидные выводы. Единственная группа подрядных организаций, выигравшая от введения новых правил вычисления величины рассматриваемых платежей - это хозяйствующие субъекты, осуществляющие строительство по договорам на сумму 10-60 млн. руб. Величина выплаты в КФ для них сократилась с полумиллиона до 300 тыс. руб, то есть на 200 тыс. руб.

Еще одна категория подрядчиков, причем самая многочисленная, которая осуществляет деятельность, работая по договорам, не превышающим 10 млн. руб., по-прежнему должна платить 300 тыс. руб., как и до реформы в области саморегулирования. Что касается финансовой нагрузки на остальных участников рынка, в число которых входят самые крупные подрядчики, то она очень серьезно, то есть ровно в 3 раза, возросла.

Рассматривая величину взносов в комфонды в 2018 году, не стоит забывать и о том, что большое число хозяйствующих субъектов после изменений, внесенных №372-ФЗ, было освобождено от необходимости членства в профобъединениях. Для этих участников рынка вступившие в силу нововведения оказали явно положительное влияние, так как финансовая нагрузка на их бизнес заметно снизилась.

Взносы в 2018 году в компфонды изыскательских и проектных СРО

На величину платежей в КФ СРО, которые объединяют в своем составе проектировщиков или изыскателей, оказывают влияние те же факторы, что были описаны выше для профобъединений строителей. Единственным нюансом выступает наличие не пяти, а четырех уровней ответственности для подобных организаций. Кроме того, что вполне естественно, для их определения используется другая градация, которая приведена в расположенной ниже таблице.

№ п/п Величина самого крупного из подписываемых контрактов, выраженная в млн. руб. Уровень ответственности, который присваивается организации или ИП
1. менее 25,0 1-ый
2. от 25,0 до 60,0 2-ой
3. от 60,0 до 300,0 3-ий
4. более 300,0 4-ый
 

Значительная часть организаций и предпринимателей, которые занимаются инженерными изысканиями, относятся к первому уровню ответственности. Это не удивительно, так как договор на подобные работы на сумму, которая больше 25 млн. руб., может быть подписан только при подготовке к проектированию и строительству очень крупного объекта.

В свою очередь, встретить проектную организацию, имеющую 2 или 3-й уровень, несложно. 4-й получают самые крупные и успешные организации, оказывающие проектные услуги.

Величина взносов в КФ ВВ и КФ ОДО в 2018 году

Величина выплат в компфонды расмсматриваемых СРО, предусмотренная законодательством, определяется по тому же принципу, что и для строительных. Конкретный размер взноса для каждого уровня ответственности и типа КФ указан в таблице.

№ п/п Уровень ответственности Величина контракта, выраженная в млн. руб. Взнос в КФ ВВ, млн. руб. Взнос в КФ ОДО, млн. руб. Общий платеж в компфонды СРО, млн. руб.
1. первый менее 25,0 0,050 0,150 0,200
2. второй от 25,0 до 60,0 0,150 0,350 0,500
3. третий от 60,0 до 300,0 0,500 2,500 3,000
4. четвертый более 300,0 1,000 3,500 4,500


Сравнение актуального и ранее действовавшего размера взносов в компфонды проектных и изыскательских СРОСитуация с выплатами в компфонды, которые обязаны осуществлять проектировщики и изыскатели, в целом напоминает ту, что была проанализирована выше для строителей. Поэтому вполне логичным будет произвести сравнение размера старых и новых платежей участников рынка.

Обобщенная информация о размере взносов по старой версии №315-ФЗ и величине платежей, установленной после поправок, внесенных №372-ФЗ, приведена в таблице.

№ п/п Уровень ответственности Величина контракта, выраженная в млн. руб. Величина действовавшего ранее взноса, млн. руб. Общий платеж в два КФ в 2018 году, млн. руб. Разница между новыми и старым взносом, млн. руб.
1. первый до 5,0 0,150 0,200 0,050
2. первый от 5,0 до 25,0 0,250 0,200 -0,050
3. второй от 25,0 до 60,0 0,500 0,500 0
4. третий от 60,0 до 300,0 1,000 3,000 2,000
5. четвертый более 300,0 1,500 4,500 3,000
 

Общая картина, которая создается по результатам анализа приведенной информации показывает схожесть положения большей части занимающихся проектированием и изысканиями хозяйствующих субъектов с тем, что сложилось для членов строительных СРО. Отличие заключается в том, что не изменилась финансовое бремя, возлагаемое на компании второго уровня ответственности. ООО и ИП первого уровня, в зависимости от величины приписываемых контрактов, либо теряют 50 тыс. руб., либо имеют возможность сэкономить аналогичную сумму.

В свою очередь, для крупных участников рынка финансовая нагрузка увеличивается в те же самые, что и у строителей, 3 раза. Конечно же, такие нововведения не могли вызвать положительный отклик у наиболее заметных проектных организаций, так как встретить изыскателей с такими оборотами практически невозможно.

Как осуществляются выплаты из компфондов, созданных СРО

Формирование компфондов является только первым этапом на пути к созданию механизма коллективной ответственности СРО за действия своих членов. Следующая, не менее важная стадия этого процесса - выработка правил расходования аккумулированных на счетах СРО финансовых средств.

Актуальную на сегодня схему осуществления выплат из компфондов СРО можно представить следующим образом:

  1. Сторона, пострадавшая от деятельности члена профобъединения, официально выдвигает требования как непосредственно к нему, так и СРО, участников которой тот является.

  2. При наличии договора страхования гражданской ответственности сначала выполняется выплата страховой суммы в соответствии с положениями этого документа.

  3. В ситуации, когда выплаченной суммы окажется недостаточно, финансовые требования выдвигаются к самому виновнику возникшей конфликтной ситуации.

  4. При возникновении каких-либо трудностей с получением денежной компенсации от члена СРО, пострадавшая сторона получает возможность обратиться за аналогичной выплатой напрямую в саморегулируемую организацию.

  5. При наличии коллективной страховки участников СРО сначала выплачивается предусмотренное ею страховое возмещение.

  6. В случае, если произведенного платежа для полного возмещения вреда не хватает, саморегулируемая организация получает возможность выплатить недостающую сумму из КФ ОДО.

Описанная процедура компенсации вреда, нанесенного участников СРО третьей стороне, позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций используются только в самую последнюю очередь, когда все альтернативные варианты решения проблемы исчерпаны.

Во-вторых, получение компенсации из КФ СРО сопровождается большим количеством формальностей и юридических процедур. Поэтому рассчитывать на быстрое возмещение понесенного ущерба явно не стоит.

Наиболее важные проблемы, касающиеся создания и использования КФ СРО

Предыдущие правила работы органов саморегулирования действовали в течение семи лет - начиная с 2010 и до второй половины 2017 года. За это время был накоплен серьезный опыт, который показал как сильные стороны, так и слабые места законодательства. На основе их изучения были разработаны существенные поправки, которые вылились в создание и принятие №372-ФЗ. Часть нововведений была призвана скорректировать работу СРО в части создания и расходования компенсационных фондов.

Введение перечня уполномоченных банков

Одной из главных проблем в работе саморегулируемых организаций выступала проблема сохранности финансовых ресурсов, аккумулированных в компфондах. Дело в том, что банковскую систему России сложно назвать стабильной и эффективно работающей. Как следствие, в течение 3-4 лет последних лет у нескольких десятков банков, многие из которых были достаточно крупными, была отозвана лицензия. Большое количество финансовых организаций столкнулись с серьезными проблемами, которые завершились санацией или проведением других оздоровительных мероприятий.

В любом случае, при размещении средств компфондов на открытых в подобных банках счетах саморегулируемые организации могли в один день лишиться с таким трудом собранных финансовых ресурсов. Статистика показывает, что только за 2 года - 2016 и 2017 - три десятка СРО были лишены своего статуса из-за потери денежных средств, собранных в компфондах.

Законодатели постарались решить данную проблему уже опробованным в других видах деятельности способом - формированием перечня уполномоченных банков. В него вошли только самые крупные и надежные финансовые институты, и только на их счетах разрешается сегодня размещать деньги компфондов.

Сговор заказчика и участника СРО

Не менее серьезные масштабы приобрела другая проблема, также непосредственно связанная с КФ СРО. Она касается сговора, в который вступает заказчик и участник СРО. Следствием его становится подделка или фабрикования документов о серьезном ущербе, который нанесен заказчику действиями члена профобъединения.

При этом у самого виновника, что вполне естественно, страховка и имущество отсутствуют, поэтому заказчик обращается за возмещением вреда напрямую в СРО. В результате, он получает внушительную сумму, которую затем попросту делит с нерадивым участником профобъединения.

Важно отметить, что бороться с подобными негативными явлениями внесением поправок в законодательство достаточно проблематично. Практика показала, что намного эффективнее оказываются одно простое мероприятие. Оно состоит во включении в требования к участникам СРО условий обязательного страхования гражданской ответственности, а также заключение коллективного договора для всех членов саморегулируемой организации.

В этом случае, до возмещения вреда из компфонда обязательные выплаты должна будет сделать страховая компания. А любая подобная организация имеет богатый опыт выявления и противодействия описанной выше противозаконной схеме, что с высокой долей вероятности обеспечит сохранность денежных средств компфонда.






 

Рассказать друзьям